Добро пожаловать на сайт.
Текущее время: 21:51


Система Orphus

Мозартика

Болотова Н.П.

Детская игра – не просто спорт, она полна смысла и значения.
Ф. Фребель

Вопросами игры занимались многие специалисты в области психологии, медицины, педагогики, социальной деятельности. Ими являются: З. Фрейд, А. Адлер, Гросс, Ж. Пиаже, В. Штерн, Э Эриксон, П. Я. Гальперин, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Е. Зворыгина, Н. Я. Михайленко.

Специалисты рассматривали игру как средство для изучения детей, и как диагностическую функцию. Наблюдая, они замечали, что у одних детей в игре проявляется разнообразие, в то время как у других детей проявляется однообразие, стереотипность. В игре можно заметить то, что интересует ребенка, чему он придает значение, на что обращает внимание. Сюжет, реплики, внимание к собственным переживаниям, все это раскрывает внутренний мир ребенка.

Н.Я. Михайленко относит усвоение способов построения сюжетов к определенным возрастным периодам: 1 – 2.6 лет; 2.6 – 4.6 лет; 4.6 – 7 лет.

Другую периодизацию детских игр можно встретить в работах Ж. Пиаже, В. Штерна, Д.А. Колоцца.

Игра является ведущим типом деятельности ребенка 3 – 7 лет. Через игру ребенок постепенно осваивает взаимоотношения взрослых. Существуют наиболее характерные игры для разного возраста детей:

  • игра – развлечение, в которой нет сюжета, цель развлечения - бегать друг за другом.

  • игра – упражнение, в которой нет сюжета, когда одно и то же действие повторяется многократно, например, борьба у мальчиков.

  • игра сюжетная, где есть воображаемая ситуация, например у девочек игра в дочки – матери.

  • игра по правилам, к ним относятся настольные игры или подвижные игры, в которых прописаны правила.

Игра – как правило, деятельность спонтанная, не упорядоченная. Именно это позволяет в игре отходить от стереотипов, формировать в ней новые образы и новый подход к проблемной ситуации.

Развивающие игры применяли на протяжении многих веков. Уже в древние времена философы знали возможности игры и ее влияние на человека. В семнадцатом веке Я.А. Коменский с одной стороны рассматривал игру как развлечение, и с другой стороны как педагогическое влияние. Именно поэтому, в седьмом классе он ввел в расписание игру, как предмет.

Во второй половине двадцатого века к детской игре возник высокий интерес. Английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1939 году описала игру с песком и обосновала ее ценность, как игровой методики для консультирования, назвав ее «мировая методика». Позднее эта методика стала называться песочная игровая терапия.

Ж. Пиаже (1962г.) пишет, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной.

Э. Эриксон (1977г.) говорил, что игра – путь, сквозь травматический опыт, ориентированный на будущее, на развитие их личности.

О. Коннер писал: «Ребенок из игровой психотерапии берет эмоции, мысли, модель поведения и вносит их в свою экосистему. То есть, в игре человек замещает негативные эмоции на позитивные, отрицательные мысли на положительные, асоциальное поведение на нормативное».

Сингер (1986г.) писал, что центральное место в игровой терапии занимает то, что ребенок, играя, открывает свои желания, конфликты и страхи. Ребенок активно проигрывает гнев, страдания, печаль, стыд, унижения.

Дженнингс (1990г.) говорил, что ребенок играет через чувственное восприятие и исследование. Через проекционную игру с игрушками, к сюжетно – ролевой социальной детской игре. Опыт ребенка проецируется через символическую игру. Символ всегда имеет эмоциональную окраску, и часто носит личный характер, дает выражение желаний, новую надежду и исцеление. Символ в игре, для игрового терапевта является материалом для работы.

Детям, которые подверглись жестокому обращению со стороны взрослых важно освободиться от чувства вины за перенесенные оскорбления. Поэтому в игре ребенком проигрываются обе роли – оскорбленного и оскорбившего.

Саттон – Смит (1980) считал, что перемена ролей позволяет концентрировать поведение других и свое. В игре ребенок может отплатить взрослому той же монетой и этим самоутвердиться».

Игра позволяет вернуться в воображаемое прошлое, пойти в воображаемое будущее и изменить свой внутренний субъективный мир, изменить траекторию будущего.

Игра, благодаря своей непроизвольности, спонтанности и отсутствием правил имеет свойство обнародовать у клиента подавленные, заблокированные, не отреагированные эмоции и переживания посттравматических ситуаций. З. Фрейд в практической деятельности, игру использовал в качестве лечебно – коррекционного метода. В данном случае, игра является замещающей или символической того, что ребенок не находит в реальной жизни.

В спонтанной игре нет правил, нет сдерживающих факторов. Это вызывает открытость чувств, действий, способствует гармонизации внутреннего мира человека, развитию его самоощущения, мироощущения. В процессе коллективной игры развивается коммуникация, умение взаимодействовать, уступать, проявлять инициативу и себя.

Замечено, что за последние 5 – 6 лет дошкольники стали меньше играть в сюжетно – ролевые игры. Это связано с тем, что у детей много времени уходит на обучение, на дополнительное образование, и очень мало на игру. На смену появилась компьютерная игра. Как правило, она бесконтрольная со стороны родителей и несет свои минусы – замену реального общения, уход от действительности, падения зрения, напряжение мышц.

Очень важно научить ребенка уметь играть одному, но так же важно его научить играть с партнером, с ровесником, с родителем. Важно научить его взаимодействовать в игре, уступать, делиться, проявлять инициативу. Крайне важно, чтоб родители играли со своими детьми. Важно не только для ребенка, для его психического развития, но и для самих родителей. В игре родитель и ребенок находятся на одной ступени, в равных партнерских отношениях. Именно в этот момент создается доверительная, непринужденная, дружественная обстановка. Ребенок в этот момент открыт, в родителе он видит союзника, чувствует, что его понимают и поддерживают. В игре, благодаря родителям, он осваивает нормы поведения. Общее взаимодействие в игре сближает, формирует совместные традиции, совместный досуг, доверие друг к другу и разные направления формирования и развития ребенка.

Специалисты разных направлений, и специалисты игровой терапии, разделяют единое мнение о том, что игра:

  • снимает напряжение,

  • позволяет проявлять способности,

  • дает возможность проявлять самостоятельность,

  • помогает вырабатывать способы сотрудничества,

  • формирует формы общения,

  • вырабатывает отношение к людям,

  • развивает произвольное поведение,

  • формирует самоконтроль,

  • развивает образное мышление,

  • развивает образное воображение,

  • активизирует правое полушарие и развивает креативность,

  • развивает взаимодействие межполушарных структур,

  • развивает речь и помогает при работе логопедических проблем,

  • развивает интеллектуально,

  • позволяет развивать умственно отсталых людей,

  • корректирует психологические негативные проявления,

  • предотвращает разные формы патологии,

  • корректирует детско – родительские отношения,

  • гармоничное формирование личности ребенка,

  • социальная адаптация детей группы риска,

  • проигрывание и отреагирование травматической ситуации,

  • построения нового жизненного пространства,

  • приобретение позитивной картины мира и стрессовой устойчивости.

Игровая психотерапия применяется почти 100 лет. Ее успешно применял в работе Хуг – Гельмут (1919). Анна Фрейд и Мелани Кляйн делились своим опытом психоаналитической работы с включением в нее игровых моментов. Анна Фрейд применяла игровую терапию в работе с детьми пережившими Вторую мировую войну. Этим детям трудно говорить о пережитом, но легко изменить свое состояние в игре. Они отыгрывали свои послевоенные тревоги, волнения, страхи и освобождались от них. Цель психотерапевтической работы состояла в том, чтобы ребенок осознал свои психологические травмы, психологические проблемы и мог их проработать. После этого игровая психотерапия набирала силу в работе разных терапевтов.

В нашей стране интерес к игротерапии, как к направлению, стал развиваться совсем недавно. Сегодня предлагается новая игровая технология «Мозартика», в рамках клиент – центрированного подхода К. Роджерса. Проблемы, которые переживает ребенок, не существуют отдельно от его личности. Игровая терапия позволяет перейти от внутренних динамических процессов ребенка к внешней динамике, к динамическому подходу. Психотерапевт, центрированный на ребенке, наблюдает, понимает и отражает эмоциональное состояние ребенка. «Мозартика» применяется для развития ребенка в целом, для профилактики отклоняющегося развития, для реабилитации семейных отношений, для психотерапии посттравматических состояний.

«Мозартика» состоит из серии ментальных игр под названием «Образ мира». В серию вошли игры с ассоциативным воздействием - «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос». Каждый игровой комплект расписан с использованием изобразительного искусства, и это является психологическим и психотерапевтическим позитивным воздействием.

«Мозартика» является системным подходом к разрешению социально - психологических проблем детей и взрослых, перенесших психоэмоциональные травмы через диагностику, реабилитацию, психокоррекции, психотерапию. В данной технологии одновременно содержится игровая терапия, арт - терапия, психоанализ. Методика может быть применима как для детей от 3 лет, так и для взрослых, как индивидуальным способом, так и групповым. Группой могут быть дети детского сада, школьники, коллеги единого коллектива, сотрудники из разных коллективов, члены семьи.

«Мозартика» является психолого – педагогическим реабилитационным средством. Она так же является альтернативой влияния телевидения и компьютерных игр.

Для развития 3 – 5 летних детей разработаны отдельные игры «Чудо – дерево» и «Павлин». К. Юнг утверждал, что дети выражают чувства через символы, дети в большей степени воспринимают мир и отношения в нем через образы, через метафоры и именно это послужило способом разработки «Мозартики». Ее можно сочетать с другими методиками.

В «Мозартике», в каждой вышеперечисленной игре, для реализации игрового действия используются игровое поле и набор игровых фигурок. В них заложены символические изображения - изображения в виде геометрических форм, архетипы, соответствующие отдельно каждой игре – горы, дома, вода, зелень, песок, вселенная. Символически нагруженные фигурки графическими архетипами и цветовым содержанием несут в себе общечеловеческие понятия картины мира. Они являются подсознательными, глубоко психологическими по воздействию на человека.

Игры расписаны на специально предназначенных столах, за которыми играют, так же есть переносные варианты игр из экологически чистого материала – дерева. Есть вариант типографии, что создает удобства для работы на разных площадках, в разных учреждениях, для выездной работы.

ООН провозгласил игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Первые игровые комплекты изготовлены при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Минтруда России. Игровые занятия проводятся циклами. Цикл состоит из того количества встреч – сессий, которое необходимо для разрешения проблемы. Чаще он состоит из 10 – 12 сессий и больше. Его количество зависит от проблемы индивида, которую определяет игровой терапевт.

Структура цикла состоит из трех частей:

  • установочная или вводная;

  • кульминационная, инсайт или психологический прорыв;

  • завершающая или закрепление позитивного результата.

В период установочной сессии происходит диагностика и знакомство клиента с реальной проблемой.

В период психологического прорыва испытуемым происходит осознание своей проблемы. В этой части психолог вызывает у клиента желание устранить, изменить проблему, или изменить к ней отношение, заместить негативные эмоции и чувства на позитивные чувства.

В период закрепления позитивного опыта приобретается иное отношений к проблеме, другой взгляд на нее, приобретается позитивный опыт поведения, и закрепляются положительные чувства и эмоции. Игра является проективной методикой с символическим отображением, и относится к группе катарсиса (очищения).

Во время проведения сессии, игровым терапевтом обязательно заполняется протокол занятия. Протоколы разработаны как для индивидуального проведения занятия, так и для семейного. В протоколе отражается ход занятия, фиксируются невербальное и вербальное поведение и проявления клиента, отслеживаются психологические параметры. После того, как испытуемый выложил условную картину, «отыграл» проблемную ситуацию, а значит, отреагировал аффект, порой вытесненный в подсознательное, рассказывает, что он изобразил фигурками на игровом поле, дает название созданной им самим картине, рассказывает о сюжете который заложил в нее. Так работа с образами помогает бессознательное, перевести в сознательное. Каждая игровая работа на игровом поле обязательно фотографируется. Протокол и фотография являются материалом для анализа личностной динамики психологического процесса клиента.

Инновационная игровая технология «Мозартика» эффективно была апробирована нами на 500 детях, в детских социальных центрах различных районов Москвы - Восточное и Северное Дегунино, Марьино, Отрадное, Вешняки, Новокосино, Новогиреево. После апробации технология

«Мозартика» применялась:

  • для детей и подростков, протезирующихся в ГУ ФБ МСЭ, пострадавших и получивших увечья проживая в «военных» регионах страны;

  • в клинике для подростков инвалидов опорно – двигательного аппарата – ДЦП, аномалии, травмы.

  • для реабилитации детей и взрослых с различной инвалидностью, разной тяжести в реабилитационных центрах Московской области;

  • для коррекции и развития детей с клиническими проявлениями: ЗПР - задержкой психоречевого развития, СДВ - синдромом дефицита внимания, РДА – ранним детским аутизмом;

  • для психологической реабилитации детям и взрослому населению пострадавшим в результате катастрофы, во время первого теракта в г. Москва, по адресу: Каширское шоссе, д. 6;

  • для психокоррекции пострадавших в метро, на станции «Автозаводская»;

  • для психотерапии детей г. Беслана, переживших захват боевиков школы

  • для психокоррекции детей различных групп риска - безнадзорных, беспризорных, с девиантным поведением, асоциальные;

  • для реабилитации детей проживающих в социальном приюте, вне родительского дома, дети - сироты;

  • для психокоррекции дисфункциональных семей, имеющих проблемы или конфликты супружеские, детско – родительские, между поколениями в рамках системного семейного подхода;

  • для адаптации семей переселенцев и беженцев, без постоянного места жительства;

  • для адаптации семей с приемными детьми или приемными родителями;

  • для коррекции семей неполных.

Все перечисленные категории имеют высокий уровень тревоги, фобии и разрушенную картину мира. Благодаря игре, снимается психологическое напряжение, уровень тревоги, повышается самооценка, приобретается уверенность в себе.

Игровую технологию «Мозартика» рекомендуется применять, если существуют психологические проблемы, такие как, тревожность, агрессия, страхи, напряжение, подавленность, неуверенность в себе, нарушение коммуникабельности, а так же и аффективные нарушения. Если существуют педагогические проблемы, в виде повышенной утомляемости, трудностей обучения, повышенной утомляемости, синдрома дефицита внимания, нарушения познавательной деятельности, инертности процессов. При медикаментозной терапии «Мозартику» необходимо применять как часть комплексного лечения.

Для достижения желаемых результатов игротерапевту, имеющему образование психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе необходимо получить знания по психоанализу, клинической психологии, детской психотерапии, семейной психотерапии, игротерапии и пройти личную проработку. Она важна для того, чтоб невольно не решать свои проблемы за счет ребенка, не проецировать свой взгляд, суждение, мнение на проблемы ребенка, и на обыгрывание их. Личность специалиста центрированного на ребенке, должна быть профессиональна и грамотна.

Автор идеи и разработки реабилитационной игровой технологии «Мозартика» Руссавская П.Э.

Разработала диагностические психологические параметры для ведения рабочего протокола, психокоррекционные игровые подходы и методы, апробировала технологию в детских социальных центрах, применяла ее в реабилитационной, психокоррекционной и психотерапевтической работе с выше изложенными категориями практический психолог Болотова Н. П.

Государственными экспертами являются:

Государственный научный центр им. В.П. Сербского;

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования (институт РАО);

Кафедра психотерапии Института психотерапии российской медицинской академии последипломного образования;

Институт Мозга российской Академии Медицинских наук;

Федеральный Центр экспертизы и реабилитации инвалидов.

Список рекомендуемой литературы для знакомства и работы с игровой терапией:

  1. Бреслав Г.Э., «Цветопсихология и лечение для всех», С. - П., 2000.

  2. «Диагностика по рисунку», сборник статей, М., Аст – пресс, 2001.

  3. Джиннот Х.Д., «Групповая терапия с детьми» (теория и практика групповой терапии), М., 2001.

  4. Кевин О Коннор, «Теория и практика игровой психотерапии». Питер. С. - П., 2002 г.

  5. Каттанах Э., «Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной», М.,2001.

  6. Лендрет Г.Л., «Игровая терапия».

  7. Лендрет Г.Л., «Игровая терапия: искусство отношений». М.,1994.

  8. Лендрет Г.Л., Хейзинг Й, «Человек играющий».

  9. Люшер М., «Цветовой тест Люшера», изд. «Сова», 2002.

  10. Мустакас К., «Игровая терапия»,изд. «Речь», 2000.

  11. «Психоанализ: терапевтическая практика и практический смысл», М., 2002.

  12. Романова Е.С., «Графические методы в психологической диагностике», изд.«Дидакт», 1991.

  13. Слайт В., «Игровая терапия в действии».

  14. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я., «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями», М., 2003.

  15. Н.В. Серов, «Лечение цветом».

  16. Н.М. Погосова, «Цветовой игротренинг».

  17. Д.Б. Эльконин, «Психология игры»


  Назад

Просмотров: 12862


Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил(а): Надежда
Дата: 2009-03-28

В наше время еще находятся изобретатели с серьезным подходом к делу...

Комментарий добавил(а): Лана, психолог
Дата: 2012-05-04

Результаты от применения технологии потрясающие. Тут Вам и диагностика и коррекция и психотерапия. Игра + Арт = Мозарт.

Комментарий добавил(а): Лиза, психолог
Дата: 2012-06-07

А я знаю Мозарт! Пользуюсь методиками Болотовой Натальи, очень эффективные!

Комментарий добавил(а): Ольга
Дата: 2012-06-25

Мозартика, это супер, помогите приобрести комплект "Космос"))))работаю по нему уже 6 лет...

Комментарий добавил(а): Наталья
Дата: 2012-12-05

Очень заинтересовала методика! Подскажите, пожалуйста, где можно пройти обучение и как приобрести наборы?

Комментарий добавил(а): Светлана
Дата: 2013-02-02

А я телефон и эл. почту легко нашла на сайте в рубрике "контакты".Будьте находчивы внимательны и все найдете...Я уже связалась и всю информацию, что мне нужно получила. В феврале иду обучаться ).

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел на картинке:


Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    



Безумный утешается прошедшим, слабоумный будущим, умный – настоящим.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их, а низкий – лишь о недостатках.

В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.


Главная   Новости   Деятельность   Программы   Школа Мозарт
Статьи   Фотоматериалы   Просвещение   Резюме   Контакты

© 2008-2013 г. | Коваленко Сергей